Любой ребенок может капризничать и вредничать. Однако бывают случаи, когда такое поведение наблюдается постоянно. Чтобы справиться с непослушным ребенком, необходимо понять, почему он себя так ведет, и в соответствии с этим выбрать подходящий метод воздействия.Типичные проблемыСпециалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания.
В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему: Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать. Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года. Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей. Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам. Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.Почему ребенок не слушается?Если ребенок вредничает, необходимо проанализировать возникшую проблемную ситуацию и свою реакцию на нее. Нередко причины плохого поведения лежат более глубоко, поэтому требуют детального рассмотрения проблемы. Основные причины плохого поведения могут быть следующими: Кризисный возраст. В 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также в 10 и 12 у детей происходят психические изменения, в результате которых формируется личность и выделяются способности. Этот процесс сильно отражается на поведении ребенка. Большое количество наложенных запретов. Если родители начинают во многом ограничивать своих детей, то естественной реакцией становится бунт. Постоянно слыша слово "нельзя", ребенок начинает нарушать запреты, стараясь доказать взрослым свою независимость. Непоследовательность в поведении родителей. По каким-либо причинам то, что запрещалось и не поощрялось вчера, начинает разрешаться и поощряться сегодня. В таких ситуация дети дезориентируются, не понимают, что от них требуют, как им нужно себя вести. Это проявляется в непослушании. Вседозволенность. Родители разрешают детям делать все, что им хочется. Ограничения не устанавливаются в силу того, что взрослые боятся подавить личность ребенка, лишить его радости детства, поэтому потакают его капризам, любыми способами балуют. Разногласие в вопросах воспитания. Нередко со стороны матери и отца к дочерям и сыновьям предъявляются разные требования. Матери чаще проявляют мягкость, жалость и сочувствие. Отцы стараются придерживаться строгости в вопросах воспитания. Конфликт между родителями не дает детям четких ориентиров, которых они должны придерживаться, что отражается на их поведении. Неуважение к личности. Некоторые родители не видят в своих детях личности, независимо от того, сколько им лет. Взрослые игнорируют их мнение, желания и потребности. Все это приводит к протестам. Частые конфликты в семье. Поглощенные своими проблемами родители постоянно выясняют отношения, забыв о сыне или дочери. Дети стараются привлечь к себе внимание, совершая шалости и даже крупные проступки.Как быть, если ребенок не слушает родителей?Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается, психологи отмечают важность того, на какой возраст приходится плохое поведение.Непослушание в 2-3 годаВ данный возрастной период ребенок демонстрирует протесты. Любимыми фразами становятся "нет", "не хочу", "не буду". Проявление плохого поведения является естественным. Но если двухлетний ребенок не слушается родителей постоянно, то это может происходить по следующим причинам: взрослые потакают всем капризам дочери или сына; предъявляются высокие требования, наблюдается излишняя строгость, что заставляет ребенка делать все наоборот; родители не выработали единого подхода в воспитании, сильно стороннее влияние, например, бабушки или дедушки и т. д.Чтобы улучшить поведение, нужно предпринять следующие меры: Постоянно объяснять, как нужно вести себя. Необходимо, чтобы ребенок уяснил, что ему разрешается, а что запрещено. В этот период дети делают много открытий, задача взрослых - помочь научить ориентироваться в различных ситуациях. Снизить требования. Выдвигаемые родителями условия могут не соответствовать возрасту. Не обращать внимания на некоторые промахи детей. В силу возраста дети не способны хорошо себя контролировать. Наказание должно быть продуманным. Надо обязательно объяснять ребенку, чем оно было вызвано и какую цель несет.Непослушание в 4-5 летВозрастных предпосылок для плохого поведения в данный период не существует. Чаще всего ребенок в 4 года не слушается в силу того, что ему не хватает внимания. Например, мать или отец много времени проводят на работе и редко видят сына или дочь. Дети начинают плохо себя вести, чтобы родители начали заниматься ими. Существуют и другие причины: избалованность, стремление все сделать по собственному желанию; обида на взрослых за то, что они обещали что-то и не выполнили; протест против частых наказаний или подавления личности; плохое самочувствие.Если ребенок в 5 лет не слушается родителей, следует воспользоваться следующими советами специалистов: Обязательно выяснить причины изменившегося поведения. При необходимости обратиться за помощью к детскому психологу. Находить для ребенка больше времени. Например, выделять час вечернего времени для совместных игр или чтения. Не обзывать ребенка, не высказываться грубо в адрес его личности. В случаях, когда такое все же произошло, необходимо извиниться или объяснить, что сделано было не со зла. Всегда сдерживать свои обещания. Дети надолго могут затаить обиду за то, что их обманули.Непослушание в 6-7 летВ 6-7 лет ребенок много балуется, плохо ведет себя в силу того, что начинает осознавать себя как отдельную личность. Кроме того, меняется основной вид деятельности: игру заменяет учеба. Это приводит к изменению образа жизни, что отражается и на поведении.Есть и другие причины, по которым могут наблюдаться негативные изменения: стремление подражать взрослым людям; потеря детской непосредственности проявляется в некоторой отстраненности, что приводит к сложностям во взаимопонимании; большая потребность в похвале со стороны окружающим.Справиться с ситуацией можно следующим образом: Регулярно давать ребенку несложную работу. Это даст ему ощущение свободы, повысит его значимость в собственных глазах. Принять процесс взросления. Сын или дочь отделяется от родителей. Необходимо признать их право на проявление любых эмоций и желаний, в т. ч. потребность побыть в одиночестве, погрустить и пр. Дать возможность избавляться от агрессии наиболее подходящим образом. Можно записать ребенка в спортивную секцию или приобрести тренажеры для дома.Непослушание в 8-10 летВ данный возрастной период дети особенно внимательно присматриваются к поведению взрослых. Они обращают внимание на то, что слова часто расходятся с делом. Такая двойственность в поведении окружающих приводит к тому, что ребенок нервничает, дерзит.Ребенок в 8 лет не слушается родителей и по некоторым другим причинам: возникновение проблем в школе, решить которые ребенок не может, а рассказать о них родителям боится; авторитарность отца или матери; излишняя демократичность в отношениях с родителями, при которых они воспринимаются как ровесники.Психолог Е. И. Островская предлагает следующие рекомендации для предотвращения конфликтных ситуаций и установления взаимопонимания: Регулярно интересоваться жизнью дочери или сына, спрашивать их о том, что случилось в течение дня. Важно при этом проявлять искреннюю заинтересованность. Снизить требования или же, наоборот, немного их увеличить, внеся больше строгости по отношению к ребенку, чтобы избежать попустительства. Декларирование каких-либо установок со стороны взрослого должно сопровождаться их подтверждением в виде таких же поступков.Непослушание в 11-12 летЖелание продемонстрировать независимость, самостоятельность, способность принимать любые решения приводит к тому, что ребенок 11-12 лет психует, огрызается или открыто хамит родителям, любыми способами показывая, что их мнение для него значит мало.В этот период начинается формирование собственных жизненных установок, появляются первые чувства, происходят важные личностные изменения.Чтобы этот период прошел наиболее безболезненно как для ребенка, так и для его родителей, последним нужно всеми способами поддерживать своего сына или дочь. Не следует часто ругать их за проступки, ошибки и пр. Необходимо объяснять, в чем ребенок был не прав. Объективная оценка позволит увидеть ситуацию со стороны, научит анализировать поступки и отслеживать собственные реакции.Важно, чтобы начало переходного возраста не сопровождалось чувством вины, которое у детей развивается быстро.Большую помощь в воспитании окажет человек, который имеет для взрослеющего человека авторитет. Им может стать спортивный тренер, родственник или близкий друг семьи. Возможно, ребенок уже нашел себе такого наставника, поэтому не следует как-то противодействовать общению с этим взрослым человеком, часто не являющимся членом семьи. При необходимости с его помощью можно будет повлиять на поведение ребенка или принятие какого-либо решения.Родителям следует набраться терпения. Возрастные проблемы носят временный характер. В этот период нужно особенно проявлять заботу, любовь и понимание. Благодаря этому удастся сохранить хорошие отношения, снизить вероятность возникновения конфликтов.Восстанавливаем доверие ребенкаЧтобы сын или дочь слушались, необходимо установить с ними максимально доверительные отношения, крепкую эмоциональную связь. Для этого следует создать такие условия, чтобы они могли в любой ситуации рассказать родителю о своих проблемах. Последний не должен выражать осуждение, проявлять насмешки или другим способом демонстрировать неуважение к чувствам взрослеющего человека. Наоборот, следует задавать уточняющие вопросы, сопереживать, рассказывать о собственном опыте и другими способами укреплять доверие.Советы и рекомендации должны носить ненавязчивый характер, следует помочь рассмотреть ситуацию с разных сторон и дать подростку возможность принять решение самостоятельно.Большое значение имеет физический контакт, поэтому ребенка следует регулярно обнимать.В ходе разговора важно поддерживать зрительный контакт, сохраняя теплый, мягкий взгляд. Проявление жесткости, сердитости рождает в душе ребенка страх, возникает ощущение угрозы, давления и т. д. В ходе воспитания следует не только озвучивать требования, но и выражать благодарность за их выполнение.Хорошим стимулом для развития в нужном направлении станет похвала и одобрение. Специалисты отмечают, что искренняя радость родителей, проявленная в виде теплых, участливых слов, для подростка значит намного больше, чем покупка дорогостоящего предмета.В процессе воспитания важно удерживаться в позиции взрослого, не давать возможность ребенку воспринимать родителя как приятеля. Отец и мать должны оставаться главными людьми в семье, к которым сын или дочь всегда смогут обратиться в поисках защиты, поддержки и понимания.
Свежие комментарии