Когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит от многих факторов: состояния здоровья, времени, которое родители уделяли младенцу, индивидуальных особенностей. Если педиатр не отмечаетотклонений, не нужно беспокоиться, что другие дети заговорили раньше.Основные этапы формирования речевого аппаратаВыделяют 2 главных этапа формирования речи: пассивное накопление слов (младенец еще не умеет говорить, лишь слушает речь родителей и других окружающих его людей и запоминает, учится воспроизводить слова и звуки, но к точному повторению еще не способен) и активное накопление слов (ребенок повторяет услышанные звуки, может воспроизводить целые слова, словосочетания, предложения).
На вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, ответ будет варьироваться в промежутке от года до 3. За этот период речь сильно меняется, становится активной, осмысленной, включает не только отдельные слова, но и фразы, предложения, сложность которых постепенно увеличивается. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые звуки, точно ответить нельзя, этот процесс индивидуальный. Если есть подозрения на задержку речевого развития, лучше обратиться к педиатру.Этапы развития речи ребенкаНоворожденный способен лишь кричать и плакать; другие звуки он пока не издает. Криком указывает взрослых на какую-либо потребность: в еде, питье, смене подгузника. Закричать грудничок может, если испытывает боль, дискомфорт или напуган.Существуют однако и более маленькие этапы. В первый месяц после рождения младенец учится реагировать на речь, может параллельно с говорящим взрослым воспроизводить какие-либо звуки. Затем происходит обучение воспроизведению простых звуков, отдельных слогов. Позже дети учатся определять интонацию, узнают по голосу, кто с ними говорит: мама, папа или другие близкие родственники.Около 8 месяцев в речи ребенка появляются повторяющиеся слоги. Немного позже дети обучаются говорить простые слова, состоящие из одинаковых слогов. К 1 году хорошо понимают обращенные к ним слова, могут выполнять простые просьбы. Словарный запас состоит из нескольких слов, состоящих из повторяющихся слогов. После этого словарный запас быстро увеличивается, речь ребенка становится более похожей на взрослую.В норме говорить дети начинают после года: произнесенные ими фразы постепенно усложняются. Когда дети начинают разговаривать, следует наблюдать за количеством, сложностью сказанного: существуют возрастные нормы, невыполнение которых доктора считают отклонением в речевом развитии, задержкой.В каком возрасте ребенок произносит первые слова?Повторяющиеся слоги могут появляться в детском лепете еще в 6-8 месяцев, однако называть их словами неправильно: ребенок лишь многократно повторяет слог, делает большее количество повторений, чем требуется, может не понимать смысла сказанного.В этом же возрасте возможно копирование окружающих звуков, попытки подражать животным, которые тоже не следует учитывать.По установленным педиатрами нормам ребенок начинает произносить, говорить первые слова примерно в 8-10 месяцев. Произносит сначала те, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «ляля», «папа» и др. Более сложные произносятся позже, часто уже после года. Возможно и произношение односложных слов: «дай», «на». В речи много отдельных слогов, частью из которых дети обозначают окружающие объекты, обладающие слишком длинными и сложными для маленького человека названиями.Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»?Большая часть детей начинает произносить «мама» и «папа» в период с 9 до 11 месяцев. В этом же возрасте появляются и другие похожие слова: «ляля», «баба», «дядя». Когда ребенок начинает говорить «мама», зависит от его индивидуальных особенностей. Если мать предпочитает называть ребенку свое имя, младенец растет без папы, может потребоваться больше времени, поскольку маленький ребенок воспроизводит лишь то, что прежде услышал.Когда кроха научится составлять словосочетания?Словосочетания говорить младенцы будут позднее. Мальчики начинают говорить предложениями и словосочетаниями чаще позже, чем девочки. Разница однако не слишком велика, редко превышает 1-2 месяца. Первые словосочетания большая часть детей составляет в период с 1 года до 1,5 лет.Иногда ребенок начинает разговаривать позже: часто такое нарушение бывает вызвано продолжительной болезнью. Рекомендуется посетить детского психолога, невролога, если отмечаются речевые нарушения.Достижения до полугодаВ течение первого месяца жизни грудничок учится реагировать на речь взрослых. Нередко дети гулят параллельно разговорам взрослых. Особенно часто такое происходит, если родители разговаривают с младенцем, обращаются к нему. Начинает различать интонации: ласковое обращение матери помогает быстрее успокоиться, крики и агрессия пугают, могут стать причиной плача.К 3 месяцам появляются первые слоги. Они простые, состоят из малого количества звуков. Можно услышать «уа», «гу», «га».К 4-5 месяцам детский лепет приобретает эмоциональную окраску. Ребенок не просто поет или визжит: можно различить интонацию, с которой произносятся звуки. Хорошо реагирует на речь взрослых, лучше понимает интонации; может ребенок, когда услышит звук, правильно повернуть голову в направлении его источника.В полугодовалом возрасте дети хорошо узнают голоса родителей даже при большом количестве людей вокруг. В речи проскальзывают слоги, отдаленно напоминающие «ма» и «па». Более четкими они станут лишь ближе к 7 месяцам.Что умеет говорить малыш до 12 месяцев?К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».9-11 месяцев - возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.Что говорит кроха с одного года до двух?В возрасте от года до полутора лет дети вводят в речь словосочетания. Ребенок начинает хорошо понимать формы, цвета, узнает животных и предметы быта, может показать на сказочных персонажей. Речь быстро обогащается: ребенок учится говорить предложениями, которые становятся постепенно длиннее.Ближе к 2 годам ребенок начнет спрашивать, формулировать вопросы. Постепенно понимает все более сложные просьбы, лучше описывает то, что наблюдает вокруг.Что говорит ребенок на третьем году жизни?К 3 годам ребенок заговорит активнее. Он способен уже понимать и озвучивать сложные просьбы, формулирует вопросы, активно слушает сказки и способен сам их придумывать и рассказывать. Активный словарный запас состоит примерно из 50 слов. Ребенок продолжает еще использовать сокращения, заменяет слова более простыми в произношении.Что свидетельствует о задержке развития речи?Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.Если трехлетний ребенок говорит невнятно, его речь непонятна окружающим, тоже может отмечаться задержка речевого развития.То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.Причины задержки развития речиРечевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина - раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.Что делать, если малыш разговаривает плохо?Если отмечаются отклонения, отсутствие нужного уровня развития, когда ребенок должен начать говорить, нужно сходить к педиатру. Врач исключит медицинские причины или назначит подходящее лечение.Следует больше говорить с крохой с первых дней жизни. Сюсюкать при этом не нужно: ребенок должен слышать правильное произношение слов, чтобы в будущем произносить их без ошибок.Во время разговора следует пытаться заинтересовать ребенка: говорить нужно эмоционально. Вечером следует читать книги или рассказывать сказки собственного сочинения.При слабом развитии ротового аппарата подбирают специальные упражнения, помогающие укрепить слабые мышцы. Полезно дуть, свистеть, втягивать в себя воздух.Развитию умственных способностей поможет регулярная двигательная активность. Следует почаще танцевать с ребенком, петь, развивать мелкую моторику с помощью специальных игрушек, игр, пальчиковой гимнастики, массажа внутренней стороны ладоней.
Свежие комментарии