Профессия стюардесса в наше время набирает все большую популярность: многие девушки стремятся стать бортпроводницами. Кроме того, она является интересной и высокооплачиваемой.Кто такая стюардесса и стюард?Бортпроводница (бортпроводник) - работник рядового состава воздушного экипажа, который обслуживает пассажиров и несет ответственность за их безопасность.
Они представляют «лицо» авиакомпании, в связи с чем к ним предъявляются высокие требования в отношении здоровья (физического и психологического) и внешнего вида.Физические параметры: девушки - рост 160-175 см, размер одежды - 42-46; юноши - рост 170-185 см, размер одежды - 46-52.Также важным фактором является приятная внешность и голос, возраст до 30 лет.Название этой профессии происходит от английского слова steward, что в переводе означает «управляющий».Поэтому их можно классифицировать как управляющих салоном во время полета.История профессии бортпроводницаВ начале развития авиаиндустрии не существовало такого понятия, как бортпроводник. Его функции выполнял второй пилот, перемещавшийся во время полета из кабины пилота в салон и обратно, обслуживая пассажиров. Через некоторое время стало понятно, что такой вид обслуживания является нецелесообразным и ставит под угрозу безопасность полетов.Первый раз женщины на борту воздушного судна появились в 1928 г. в Германии. Их нанимали как медсестер, чтобы при необходимости была возможность оказать первую медицинскую помощь пассажирам. В обязанности бортпроводника также входила пробивка билетов, взвешивание и погрузка багажа, помощь в транспортировке самолета в ангар на стоянку и др. Кроме того, при полете пассажиры могли попросить стюардессу не только выдать им тапочки и плед, но и почистить обувь, т. к. это тоже входило в их обязанности в самолете.Через небольшой промежуток времени после внедрения немецкими авиакомпаниями такого новшества, компании других стран стали практиковать такую модель.Официально эта профессия появилась в 1930 г. Этот период ознаменовался тем, что авиакомпания «The Boeing Company» первый раз наняла на работу девушек-бортпроводниц (до этого момента стюардами работали мужчины).В обязанности первых стюардесс входили перечисленные пункты и уборка в салоне, в кабине пилотов и в туалетах, помощь в заправке самолета и пр.Теперь на их плечи ложится намного меньше обязанностей, которые сопровождаются высоким уровнем ответственности и компетентности: обслуживание членов экипажа и пассажиров; встреча и размещение пассажиров на борту самолета; объяснение правил поведения во время полета и контроль их выполнения; оказание медицинской помощи; разнос еды и напитков по салону; проверка наличия аптечки и аварийно-спасательных комплектов; проверка исправности средств связи перед началом полета; контроль санитарного состояния на борту.Плюсы профессииК преимуществам этой профессии можно отнести большие возможности, т. к. стюардессы могут посетить различные страны, увидеть мир, купить себе и своим родственникам качественные товары по доступным ценам.Их жизнь наполнена событиями и эмоциями, они постоянно находятся в тонусе. Это накладывает отпечаток на их жизнь вне работы. Они становятся более выдержанными, дисциплинированными и коммуникабельными, т. к. им приходится иметь дело с разными людьми. Стюардессы осваивают навык всегда быть приветливыми, доброжелательными и улыбчивыми. Помимо всего прочего, в их привычку входит постоянно следить за своим внешним видом и поддерживать себя в хорошей форме.Бортпроводницы имеют высокий оклад, полный социальный пакет, отдельные льготы, ежегодный отпуск, длительностью 72 дня, путевки и др. Они рано выходят на пенсию: их пенсионный возраст составляет 45 лет.Минусы работы стюардессойНесмотря на множество достоинств, эта профессия имеет и свои недостатки: Наличие больших нагрузок на организм: бортпроводникам необходимо находиться на ногах на протяжении всего полета. Отсутствие возможности покинуть аэропорт во время перерыва между полетами. Постоянное изменение давления, климата и часовых поясов, и т. д. Регулярные перегрузки, ухудшающие состояние здоровья. Физическое и психологическое напряжение. Необходимость взаимодействия с различным контингентом. Риск для здоровья и жизни. Наличие большого багажа знаний и навыков.Требования к личностным качествамСуществуют жесткие правила отбора для этой профессии. Но за каждой авиакомпанией остается право выставлять свои дополнительные требования к соискателям на должность стюарда (стюардессы).Качества стюардессы: крепкое здоровье (заключение дает медицинская комиссия); привлекательная внешность; красивая улыбка; приятный тембр голоса; отклонение остроты зрения - не более 30%; возраст от 19 до 30 лет; коммуникабельность; умение расположить к себе; физическая и психическая выдержка; дипломатичность; терпение; ответственность; стрессоустойчивость; быстрота реагирования; внимательность; толерантность; дисциплинированность; вежливость; пунктуальность; сообразительность; умение контролировать себя и свои эмоции; хорошая память; умение слушать; грамотная речь; хорошая дикция; владение 1 или 2-3 иностранными языками (при обслуживании международных рейсов); среднее или высшее образование; технический склад ума.Следует брать во внимание тот факт, что на эту должность не берут низких и высоких девушек и юношей. Основное требование - средний рост. Не допускается наличие пирсинга и татуировок, т. к. представитель авиакомпании должен выглядеть презентабельно.Профессиограмма предусматривает, что на теле девушек и юношей не должно быть крупных выраженных родинок. Вес должен быть средним, т. к. избыточный или недостаточный негативно сказывается на здоровье.Что сдавать на стюардессуПрофессия бортпроводник подразумевает соответствующее обучение. Для этого не обязательно поступать в высшее учебное заведение по своему профилю. Достаточным условием будет прохождение собеседования в авиакомпании. После этого соискателя отправляют на медицинскую комиссию, после прохождения которой необходимо будет пройти специальные летные курсы, включающие в себе теорию и практику.Эта специальность требует наличия многих знаний и навыков: оказание медицинской помощи, принятие внеплановых родов, умение вести переговоры с террористами.Это подразумевает приобретение знаний в различных областях. Соответственно, первой необходимости предметы - медицина и психология. Претенденты на эту должность должны иметь такую особенность, как быстрая обучаемость.Длительность курсов составляет 4 месяца, после чего необходимо сдать все экзамены. Только после этого соискатели могут быть допущены к работе в качестве бортпроводников-стажеров.Где учиться на стюардессуНаличие средне-специального образования является обязательным условием для овладения этой профессией.После прохождения курсов и вступления на должность, бортпроводникам рекомендуется совмещать свою работу с обучением (заочным) в одном из следующих авиационных ВУЗов Российской Федерации: Московском авиационном институте. Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации. Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Московском государственном машиностроительном университете.Популярные школы стюардесс: "Скай-Джет" и "Марина-скул".Заработная плата в профессииЗаработная плата стюардесс зависит от различных факторов, среди которых отдельно стоит класс. Бортпроводники-стажеры зарабатывают не более 20 000 руб. в месяц. Но после окончания испытательного срока и наработки летных часов, им начисляются различные премии и бонусы. По прошествии полугода и наработки стажа их заработная плата может составить 60 000 руб.Бортпроводницы I класса часто получают 100-120 тыс. руб. в месяц и выше, а их ставка за 1 час составляет 4 000 руб. Такие оклады редко встречаются у среднестатистических граждан РФ.Поэтому карьера стюардессы (стюарда) привлекает многих молодых людей.Рабочий график бортпроводникаЖизнь бортпроводников подчиняется плану полетов, который постоянно изменяется по множеству причин: перенос рейса из-за погодных условий и пр. Поэтому составить четкий график работы стюарда достаточно сложно.Они сменяют друг друга посменно. Выходными у них считаются те дни, в которые они не находятся в воздухе. Это могут быть любые дни, в т. ч. дни, которые выпадают между рейсами. Они могут выпадать как на будни, так и на субботу или воскресенье. Такой график считается ненормированным.Стюардессу могут вызвать в рейс в любое время (как днем, так и ночью), поэтому планировать какие-либо наземные мероприятия сложно. Они должны все время оставаться на связи со своим руководством.Несмотря на эти существенные недостатки, их отпуск составляет 72 дня, т. е. 2 месяца в году они могут посвятить полноценному отдыху.Непредсказуемость рабочего графика стюардесс дает им одновременно свободу и зависимость от планов полета. А отдых между рейсами трудно назвать полноценным, т. к. это время в основном посвящено сну.Таким образом, полное распоряжение своим свободным временем у них есть только во время отпуска.Заказывать себе выходной день следует заблаговременно. Но это не гарантирует то, что в этот день не произойдет форс-мажор и бортпроводника не вызовут на работу.Известные стюардессыВ истории авиаперелетов есть личности, которые запомнились надолго и стали примером для подражания. В их биографиях присутствуют интересные факты о стюардессах и их жизни.Одной из таких личностей стала Эллен Черч. Это первая женщина, которая заняла должность стюардессы в 1930 г. По совместительству она выполняла работу пилота. С нее началась вся история этой профессии. В то время авиакомпании не нанимали на работу женщин. Этот факт Эллен считала несправедливым.Ей удалось убедить руководящий состав в том, что женщина лучше других может справиться с поставленными задачами: оказать первую медицинскую помощь, психологическую поддержку, разнести еду и помочь пассажирам в различных ситуациях. Эту идея рассмотрели, после чего разные авиакомпании начали нанимать на работу женщин.Эдит Лаутербах стала популярной благодаря тому, что в 1944 г. она стала первой из тех, кто начал бороться за права женщин-стюардесс. Заручившись поддержкой 3 женщин из своей команды, она создала Ассоциацию стюардесс (Air Line), которая стала прародителем современной Ассоциации CWA. Она основала профсоюз для работников авиации. Благодаря этому пересмотрели и внедрили новые правила работы, а заработная плата стюардесс существенно увеличилась.Рут Кэрол Тейлор стала первой афроамериканской женщиной-бортпроводником в США. Она поступила на службу в 1957 г. Чтобы отвоевать права чернокожих работать во всех сферах деятельности, в частности и в авиационной, она подавала заявки в различные компании, среди которых Trans World Airline. Ее заявки отклоняли, но она не опускала руки. Через некоторое время ее взяли на работу в Mohawk Airlines. За период своей работы она много времени посвятила борьбе за права женщин.Моми Гюль Дуррани стала популярной благодаря своей красивой внешности. Она работала бортпроводницей на пакистанских международных авиалиниях в 1950-1960 гг. Дуррани снималась в рекламе, а о ее улыбке говорили, что она заразительная. Она была красивой женщиной и ответственным работником, но ее жизнь трагически оборвалась. Во время перелета на борту PIA Boeing 720B она погибла вместе со 114 пассажирами экипажа, когда самолет разбился недалеко от каирского аэропорта.Нерха Бханот, работая старшей стюардессой в компании Pan Am Airlines, погибла от рук террористов 5 сентября 1986 г. Ей было всего 23. Злоумышленники угнали самолет, и девушка взяла на себя полную ответственность за спасение пассажиров. Открыв дверь, она помогала им бежать, но террористы начали обстрел, во время которого Нехра героически погибла, закрыв собой 3 детей.Ульрике Пацельт (после замужества - Дерриксон) была американо-немецкой стюардессой. В 1985 г. прославилась своей храбростью во время защиты 150 членов экипажа при похищении самолета 847 TWA.Ее выдержка, спокойствие и знание иностранных языков помогли ей освободить заложников из плена ливанских террористов.Она вела с ними переговоры на протяжении 15 дней, после чего они согласились отпустить заложников. Каждый пассажир того рейса чувствовал себя в неоплатном долгу перед ней.Барбара Джейн Харрисон в 1968 г. погибла, пытаясь спасти пассажиров горящего самолета. Через 20 секунд после взлета взорвался реактивный двигатель. В течение 3 минут воздушное судно приземлилось и началась эвакуация. В салоне остался инвалид, которого Барбара попыталась вытащить из огня, но погибла. Она была вознаграждена посмертно королевой Великобритании Елизаветой II. За гражданскую храбрость ей присвоили наивысшую награду - Георгиевский крест.
Свежие комментарии